Как ни странно, открытие корпоративной компании в России как иностранного агента часто бывает более интересно российским резидентам (то есть, компаниям и предпринимателям, являющимся гражданами России), чем самим иностранным компания. Очень часто можно столкнуться с ситуацией, когда именно русские партнеры крупных иностранных компаний требуют или другим способом пытаются добиться регистрации на территории РФ своего контрагента. Такая заинтересованность напрямую связана с особенностями корпоративного права в РФ.
Иностранная компания может получить российскую регистрацию и непосредственно, под своим именем и с правами, соответствующими ее сфере деятельности у себя на родине, и в форме регистрации представительства (-ств) или филиалов, дочерних и зависимых обществ и т.д. При этом, и это важный момент для понимания, иностранная компания может не иметь материнского представительства в стране базовой регистрации, а может, де-факто создаваться именно в России. Для реализации данной схемы необходимы только соблюдения определенных формальностей регистрации на родине происхождения компании. При этом, главной чертой регистрации иностранной компании становится постановка на российский налоговый учет – то есть, государство, по большому счету, интересует лишь вопрос о том, кто и сколько будет ему платить.
При этом, также следует учитывать, что, не смотря на иностранное происхождение, компания должна будет также встать на учет как в государственных, так и во внебюджетных фондах, а соответствующие бюджетные платежи будут так же строго контролироваться, как и в случае с российской по происхождению компанией. При этом, иностранные компании зачастую уходят от вторичного налогообложения через сложные системы принятия на работу российских граждан. Иностранные граждане, нанятые компанией, оплачиваются по законам страны происхождения, российские – соответственно контракту, позволяющему минимизировать платежи в социальные фонды. Зачастую стремление отечественного бизнеса к регистрацию на территории РФ иностранного партнера – это стремление получить готовый диплом «компании с иностранным» капиталом», что позволяет резко изменить схему бюджетных платежей и вывести в иностранные структуры значительную часть оборотных и резервных средств.
Естественно, что государственные органы достаточно внимательно относятся к контролю за таким поведением, но, с другой стороны. создание привлекательного инвестиционного климата требует некоторых жертв со стороны государства, а эти жертвы существенно облегчают жизнь оборотистым представителям отечественного предпринимательства.