Бизнес нацелен на успех, а успех в сфере товаров и услуг неотделим от популярности и узнаваемости. В силу этого неотъемлемым элементом любой преуспевающей компании стал товарный знак, который служит для идентификации товаров и услуг фирмы или предпринимателя конечным потребителем. Современные методы ведения бизнеса обусловлены, с одной стороны, возрастающим уровнем информационных технологий, а с другой – развитием и унифицированием правовой базы, регулирующей отношения в бизнес сфере.
Регулирование всех отношений и процедур, касающихся товарных знаков, в Российской Федерации осуществляется Гражданским кодексом РФ в части четвертой «Право на товарный знак и знак обслуживания», а так же рядом международных соглашений. Основанием для возникновения исключительного права на товарный знак является регистрация товарного знака в Федеральной службе по интеллектуальной собственности (Роспатент) и выдачи патента – свидетельства о регистрации товарного знака.
Для того, чтобы зарегистрировать товарный знак, необходимо подать заявку. Предприниматель может сделать это самостоятельно, либо обратившись в патентное бюро. Очевидно, что второй способ наиболее удобен, поскольку патентные бюро предлагают спектр услуг от разработки дизайна товарного знака до квалифицированного юридического сопровождения свидетельства о регистрации.
Для регистрации товарного знака существует ряд ограничений. Так, например, нельзя зарегистрировать товарный знак в виде слова, которое во всеобщем употреблении обозначает определенную группу товаров. Нельзя в качестве товарного знака зарегистрировать слово, являющееся прямым указанием на какое-либо качество или вид товара. Существует Международная классификация товаров и услуг, в соответствии с которой товары и услуги распределены на классы. В процессе регистрации товарный знак привязывается к одному или нескольким таким классам, что определяет как стоимость регистрации, так и товары или услуги, в отношении которых он может использоваться. Для тех, кто выходит на международный рынок, также важно знать, что регистрация товарного знака осуществляется отдельно на территории каждой страны в соответствующих уполномоченных для этого органах.