Профстандарт педагога 2021, утвержденный Правительством РФ

Профстандарт педагога 2021, утвержденный Правительством РФ от 26.12.2017 года, является основой для разработки и утверждения профессиональных стандартов педагога. Он представляет собой набор требований к педагогическим должностям и специальностям, которые являются частью государственного стандарта высшего образования по уровню подготовки «бакалавр».

Необходимость разработки профстандарта педагога, в том числе, обусловлена тем фактом, что сейчас профессия учителя не имеет четкого описания в законе о трудовом праве. В связи с этим, по мнению экспертов, может возникнуть ситуация, когда при приеме на определенные педагогические должности может применяться устаревшая или неправильная квалификация. Профстандарт был разработан, прежде всего, для того, чтобы педагоги могли определять свою квалификацию по квалификационным уровням. С одной стороны, он устанавливает требования к образованию и опыту работы педагога, а с другой стороны, определяет, к какому именно уровню квалификации относится его профессия.

Профстандарт педагога 2021, утвержденный Правительством РФ

Кроме того, стандарт дает возможность определять наличие тех или иных квалификационных уровней у педагога. При этом профстандарт может быть применен не только к сотрудникам, которые уже работают в образовательных учреждениях, но и к тем, с которыми образовательные учреждения еще не взаимодействовали. Документ содержит перечень квалификационных уровней, которых достигает учитель за время своей карьеры.

Согласно стандарту, первый квалификационный уровень соответствуют педагогическому работнику, который имеет среднее профессиональное образование и работает в образовательном учреждении, например, детском саду или школе. Второй уровень квалификации – педагог, который уже имеет высшее педагогическое образование и осуществляет образовательную деятельность в детском саду, школе или лицее. Третий уровень: учитель с законченным высшим образованием по направлению подготовки «Образование и педагогика» и опытом работы более пяти лет. Наконец, учитель четвертого уровня – это педагог с законченным образованием по направлению «Образование и педагогические науки».

Именно такой учитель может осуществлять педагогическую или административную деятельность.

Квалификационные уровни позволяют определить, насколько педагог соответствует занимаемой должности. Так, уровень 1 соответствует должности «учитель», уровень 2 – «педагог», 3 – «старший педагог», 4 – «ведущий педагог». Для каждого квалификационного уровня в стандарте определены базовые знания, умения и компетенции, в соответствии с которыми педагог может работать на своей должности.

Кроме того, стандарт определяет требования к уровню образования и стажу педагогической деятельности для каждой должности. Например, учителя с высшим образованием и стажем менее трех лет можно отнести к педагогу третьего уровня, а учителя-стажера – к учителю второго квалификационного уровня. Стандарт устанавливает, что на должность учителя принимаются лица, имеющие высшее или среднее профессиональное педагогическое образование.

Учитель должен иметь высшее профессиональное образование, при этом в зависимости от занимаемой должности и специфики реализуемой образовательной программы он может иметь дополнительное профессиональное педагогическое или иное образование в области менеджмента, экономики, финансов и управления. В ряде случаев учителю необходимо иметь соответствующий аттестат или удостоверение о повышении квалификации в области управления образовательной организацией. Таким образом, стандарт не ставит четких границ, так как предусматривает возможность реализации программ повышения квалификации в различных областях деятельности педагога.

2.3.2. Требования к основным образовательным программам. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования предполагает, что образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает и утверждает основную образовательную программу основного общего образования. При этом образовательные программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) должны обеспечивать достижение целей основного общего образования, должный уровень подготовки обучающихся в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом запросов участников образовательного процесса. Основная образовательная программа основного общего образования должна содержать три раздела: целевой, содержательный и организационный.

Целевой раздел должен включать: пояснительную записку; планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования; систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы.

Содержательный раздел должен включать основное содержание учебных предметов на ступени основного общего образования и включать описание внеурочной деятельности, модели (технологии) и методы обучения. Организационный раздел должен раскрывать общие условия реализации основной образовательной программы, включая режим обучения, систему оценок при промежуточной аттестации, формы, периодичность и порядок ее проведения. Примерная основная образовательная программа разрабатывается на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования с учетом примерных основных образовательных программ. В случае внесения изменений в федеральные государственные образовательные стандарты примерная основная образовательная программа может быть доработана.

2. Нормативные ссылки Основная образовательная программа основного общего образования разработана в соответствии со следующими нормативными правовыми актами Российской Федерации: Конвенция о правах ребенка, принятая Генеральной Ассамблеей

ООН 19 ноября 1989 г. (Сборник международных договоров СССР, Выпуск XLVI). Федеральный закон от 29 декабря 2012г. No 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».