Представление аудитором сведений о клиентах в Росфинмониторинг — не нарушение аудиторской тайны

Представление аудитором сведений о клиентах в Росфинмониторинг — не нарушение аудиторской тайны. Однако аудитор должен знать и учитывать требования нормативных актов, определяющих правила заполнения и представления в уполномоченный орган сведений об аудиторской деятельности (ст. 6 Закона от 30 декабря 2008 г. No 307-ФЗ). По закону сведения об аудиторской деятельности представляют только профессиональные аудиторские объединения и аудиторские организации, осуществляющие аудиторскую деятельность.

Сведения должны быть представлены в виде копий документов, заверенных в установленном порядке. Кроме того, они могут быть переданы лично, направлены по почте заказным письмом с уведомлением либо в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Уполномоченный орган (ФСФР) вправе требовать от лица, представляющего сведения, предъявления документов, удостоверяющих личность, и иных сведений, необходимых для осуществления своих полномочий.

Представление аудитором сведений о клиентах в Росфинмониторинг — не нарушение аудиторской тайны

В течение семи рабочих дней со дня получения требования Росфинмониторинга лицо, получившее требование, обязано представить сведения и документы. Если требование не исполнено, Росфинмониторинг уведомляет об этом Росфиннадзор, а также аудиторское объединение в письменной форме. При этом срок исполнения требования продлевается на период его исполнения. Не позднее чем через 10 дней со дня поступления требования Росфиннадзора аудиторское объединение направляет в Росфинмониторинг сведения о лице, представившем эти сведения, в объеме, указанном в требовании.

Порядок представления сведений, содержащихся в единой информационной системе в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, и финансированию террористической деятельности, устанавливается Правительством РФ. Если аудиторское объединение не представило в Росфинмониторинг указанные в настоящем пункте сведения в установленный срок, оно несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Досье на клиента

В целях организации внутреннего контроля аудиторским объединением могут определяться лица, ответственные за выполнение процедур, которые должны соблюдать аудиторы при выполнении своих профессиональных обязанностей по проведению проверки. Аудиторское объединение, которое проводит аудиторскую проверку, может направить своим членам вопросы, представляющие интерес для них, либо разъяснить их и предоставить необходимую консультацию. Вопросы, представляющие интерес, направляются в письменной форме, причем для каждого члена аудиторского объединения указываются номер аудиторского заключения (заключений) и дата его (их) подписания, поставленные вопросы и сроки их рассмотрения. Каждый член аудиторского объединения, получивший вопрос, обязан в разумный срок представить письменный ответ с обоснованием своей позиции.

По просьбе других членов аудиторского объединения может быть предоставлен ответ до истечения срока, отведенного для ответа.

Член аудиторского объединения имеет право обратиться к нему со своими вопросами, если считает, что ответ на них может быть полезен для проведения проверки. Вопросы и ответы на них фиксируются в Досье клиента. Вопросник должен включать: наименование, организационно-правовую форму, место регистрации и адрес местонахождения, а также орган управления юридического лица, единоличный или коллегиальный, в котором проводится проверка;

срок проведения проверки и вид проверки (комплексная, тематическая, повторная); дату предоставления вопросов, относящихся к проверке (дата предоставления вопроса = дате подписания аудиторского заключения); вопросы о предполагаемых средствах контроля, которые должны быть установлены аудитором (аудиторской фирмой) в организации в ходе проверки данного субъекта; перечень вопросов, подлежащих выяснению в ходе проверки, с указанием, по каким вопросам предполагается получить информацию от третьих лиц;

запрашиваемые средства контроля (в том числе по которым у субъекта отсутствуют или не в полной мере имеются средства контроля);

содержание запрашиваемой информации. Аудитору (аудиторской фирме), ведущему проверку, рекомендуется ознакомиться с системой учета, контроля и информацией о деятельности проверяемого субъекта до начала проверки, чтобы иметь возможность спланировать проверку. По результатам знакомства с системой контроля необходимо определить степень и масштабы необходимых для проверки выборок данных и процедур проверки по существу. При планировании следует учитывать следующие факторы:

организационная и производственная форма субъекта, его правовой статус, форма собственности;

текущая дата; время, необходимое для ее проведения; наличие соответствующих ресурсов; возможность организации и проведения проверки.

На основе полученной информации аудитор разрабатывает программу проверки.

Программа – это перечисление действий аудитора, которые он должен выполнить в процессе проверки в соответствии с планом проверки. 3. Программа аудиторской проверки. Порядок планирования аудита регулируется федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности. Планирование осуществляется на основе требований федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, внутренних правил (стандартов), в которых определены принципы и требования к составлению общего плана аудита, и программы аудита.

В ходе планирования и составления программы проверки определяется уровень существенности, который будет применяться при оценке аудиторской выборки. Общий план должен предусматривать возможные нарушения или несоответствия, выявленные в ходе оценки системы внутреннего контроля. После разработки и утверждения плана проверки аудиторская организация приступает к проработке общих вопросов аудита и подготовки программы проверки.