Последствия явки объявленного умершим гражданина

Последствия явки объявленного умершим гражданина Вступление в законную силу решения суда о признании гражданина безвестно отсутствующим, а если дело было возбуждено по заявлению заинтересованных лиц — о признании его ограниченно дееспособным или недееспособным, аннулирует соответствующие записи, внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц или в Единый государственный регистр физических лиц. Если по решению суда в соответствии с пунктом 2 статьи 28 ГК Республики Беларусь лицо будет признано недееспособным, то в указанном решении суда также указывается срок для нахождения сведений о нем в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (пункт 1 статьи 57 ГК Республики Беларусь).

Данный срок, как правило, составляет один год. При необходимости указанный срок может быть продлен по заявлению лица, признанного недееспособным. Для вступления в силу решения суда об объявлении гражданина (за исключением малолетних) безвестно отсутствующими необходимо истечение шести месяцев со дня получения об этом, вступившего в законную силу судебного постановления. Для этого заинтересованные лица должны обратиться с заявлением в суд, рассмотревший дело, по месту нахождения заявителя или по последнему известному месту жительства отсутствующего гражданина.

Последствия явки объявленного умершим гражданина

Заявление подается в суд по правилам, установленным статьей 159 ГПК. В заявлении должно быть указано, для какой цели необходимо объявить гражданина безвестно отсутствующим или установить факт его безвестного отсутствия, а также должны быть изложены обстоятельства, подтверждающие безвестное отсутствие лица, либо обстоятельства, угрожавшие пропавшему без вести тяжелой болезнью, препятствующей ему явиться с повинной. К заявлению прилагаются документы, подтверждающие необходимость признания гражданина безвестно отсу-

15 Т а б л и ц а 12.2 Основные положения, касающиеся порядка объявления гражданина и (или) юридического лица безвестно отсутствующими (в ред. постановления Совмина от 20.02.2006 No 187)

Наименование документа Описание Комментарий к документу 1

2

3 Заявление Заявление должно быть подписано заявителем.

К нему прилагается опись прилагаемых документов. Заявление об объявлении гражданина или юридического лица без-вестно отсутствующим подается в суд либо по месту жительства заявителя, либо по последнему его известному месту пребывания или нахождения. При подготовке дела судья запрашивает орган внутренних дел, которому надлежит представить сведения о гражданине, признанном безвестно отсут-ствующим. Судья рассматривает заявление по существу и выносит мотивиро-ванное постановление о решении вопроса о признании гражданина без-вестно или об его установлении в качестве факта, имеющего юриди-ческое значение (об объявлении гражданина безвестно отсутствую-щим или об установлении факта его безвестно отсутствия), либо об отказе в удовлетворении заявления.

В случае явки или обнаружения места пребывания гражданина, признанного безвестно отсутствующим или объявленного умерше- 16 Т а б л и ц а 12.3 Основные положения о порядке назначения опекуна и попечителя несовершеннолетним (введены постановлением Совмина

от 20.02.2006 N 187)

Основания для совершения опекуном или попечителем опе-кунского или попечительского обязанности Назначение опекуна или попечителя производится судом. Опекуну или попечителю несовершеннолетнего гражданина по его просьбе предоставляется отпуск сроком на 1 месяц. Из этого отпуска опекун или попечитель может выходить с разрешения в письменной форме руководителя органа опеки и попечительства.

Отпуск оформляется приказом руководителя соответствующего органа опеки и по-печительства. Порядок установления опеки или попечительства в отноше-нии несовершеннолетнего безвестно или отсутствующего определяется законом. Так, согласно ст. 46 ГК при наличии доверительных отношений между отсутствующим гражданином и его опекуном, доверительный управляющий имеет право совершать любые действия, которые необходимы для обеспечения наиболее благоприятных условий жизни опекуна, безвестно отсутствующего гражданина и их общим детям. В соответствии со ст. 65 ГК без уважительных причин сде-лать это невозможно.

Согласно ст. 51 ГК опекунами недееспособных или не полностью дееспособных граждан могут назначаться только совершеннолетние и дееспособные граждане. Лица, которые не могут быть попечителями, указаны в ст. 92 ГК. Эти лица не вправе получать заработную плату, пенсии и иные виды доходов, а также освобождаются от других имущественных и личных обязанностей, если они не имеют источника дохода.

Недееспособным лицам опекуны назначаются только с их согласия. От них не требуется согласия на это попечителей. Вместе с тем, опекуны и попечители несовершеннолетних лиц не обязаны давать согласие на распоряжение имуществом подопечных. Согласие дается либо попечителем несовершеннолетнего, либо самим несовершеннолетним.

Опекуны не только ведут текущее и полное финансово-хозяйственное обеспечение подопечного, но и выполняют все его юридические поручения в различных, в том числе судебных органах. Как правило, все заботы о материальном содержании подопечного ложатся на одного из членов семьи или самого опекуна. Это позволяет обеспечить более высокий уровень ухода за подопечными и их воспитания.