Нотариус не вправе навязывать услуги правового и технического характера

Нотариус не вправе навязывать услуги правового и технического характера, поскольку это противоречит закону. Нотариальная палата Республики Татарстан напоминает о том, что нотариусы не имеют право оказывать услуги правового или технического характера по оказанию помощи в оформлении документов.

Под этими услугами понимается помощь нотариуса при составлении документов, заявлений, в том числе письменных предложений и характеристик, проектов договоров и соглашений, ответов на обращения, запросов информации и т. п., а также оказание методической помощи. Такие услуги могут оказываться, но только при согласии лица, обратившегося к нотариусу, и наличии в его распоряжении необходимых для выполнения данной услуги ресурсов и документов. < * > Но если такое согласие не получено, нотариус вправе отказаться от выполнения этой услуги и потребовать от заявителя возмещения понесенного им реального ущерба. Об этом говорится в пункте 5 статьи 1 Основ законодательства о нотариате. < * > В соответствии с Методическими рекомендациями по совершению отдельных видов нотариальных действий нотариусами Российской Федерации, утвержденными приказом Минюста РФ от 15 марта 2000 г. No 91, нотариальное действие может быть выполнено нотариусом лишь в случае, если обратившееся в нотариальную контору лицо имеет все необходимые документы, а также когда документы находятся у него.

Нотариус вправе отказать в совершении данного нотариального действия, сославшись на соответствующее решение суда.

Нотариус не вправе навязывать услуги правового и технического характера

Таким образом, нотариус отказывает в удостоверении сделки, если отсутствуют необходимые документы. За составление проекта сделки нотариус не несет никакой ответственности. В то же время, если проект составлен на основе действующего законодательства, то он будет принят судом в качестве доказательной базы.

Например, при удостоверении договора купли-продажи недвижимости нотариус имеет право использовать материалы дела об оспаривании сделки, в которой имелась заинтересованность (ст. 49 Федерального закона от 21 июля 1997 г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»; далее – Закон о регистрации). Если при составлении проекта сделки допущена ошибка нотариусом, она будет признана судом недействительной. При этом нотариус не возмещает клиенту суммы, уплаченные им за совершение нотариального действия. Это положение справедливо только для случаев, когда нотариус, производящий оплату расходов по исполнению поручения клиента, является плательщиком налога на добавленную стоимость.

К нотариусу обращается лицо, которое намерено совершить сделку, и дает ему доверенность. После этого клиент пишет заявление нотариусу, где указывает, какие документы необходимо запросить у другой стороны для удостоверения сделки. Нотариус имеет право получить такие документы на протяжении двух месяцев. Если он в течение этого срока не может их получить, то сделка между сторонами не совершается.

Также необходимо собрать справки из психоневрологического и наркологического диспансера. Когда обе стороны готовы к совершению сделки, они обращаются к нотариусу с заявлением о заключении договора. В заявлении они указывают все существенные условия сделки.

Как правило, это цена, количество, сроки и способ передачи имущества. Затем стороны подписывают договор. По закону договор купли-продажи недвижимого имущества подлежит государственной регистрации. Сделки, связанные с приобретением недвижимости, подлежат регистрации в территориальных органах Федеральной регистрационной службы.

Срок регистрации составляет до 30-ти дней, кроме сделок, которые были заключены до вступления в силу Закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Например, если договор купли-продажи был заключен до 4 августа 1998 г., а регистрация прошла в ноябре 1998 г., то срок регистрации составляет около 60 дней. Все договоры регистрируются в одном месте. При регистрации стороны должны оплатить государственную пошлину.

Госпошлина за регистрацию договоров купли-продажи недвижимости составляет:

для граждан — 1000 руб.; для организаций — 2000 руб. За регистрацию права собственности на недвижимость взимается государственная пошлина в размере 10000 руб.

Также для регистрации договора и перехода права в регистрационную службу предоставляется паспорт, а для юридических лиц — учредительные документы. Неотъемлемой частью договора являются акты (свидетельства) о праве собственности. Акт (свидетельство) выдается собственнику после государственной регистрации перехода права.

На основании акта (свидетельства), выданного органом по регистрации, право собственности считается возникшим со дня такой регистрации. Если сделка не была зарегистрирована, то нет и права собственности, как известно, его нужно оформить в течение месяца. Право собственности в порядке наследования. Как известно, после принятия наследства наследник становится собственником имущества, которое ему достается по наследству.

Но, поскольку это имущество принадлежало другому лицу, прежде всего необходимо выяснить, имеется ли на него уже право собственности.