Нельзя уведомить регистрирующий орган о составлении промежуточного ликвидационного баланса юрлица до завершения выездной таможенной проверки

Нельзя уведомить регистрирующий орган о составлении промежуточного ликвидационного баланса юрлица до завершения выездной таможенной проверки, если проверка проводилась в отношении организации-контрагента. Такой вывод следует из постановления Президиума ВАС РФ от 09.07.2013 No 2423/13.

Напомним, что с 1 января 2014 года выездная таможенная проверка проводится только по решению руководителя таможни или первого заместителя руководителя. В то же время если проверка проводилась по поручению начальника регионального таможенного управления, срок ее проведения продлевается на срок, необходимый для подготовки к проведению проверки в части направления запросов этим подразделениям. Для этого необходимо получить мотивированное заключение соответствующего подразделения. Дополнение.

Нельзя уведомить регистрирующий орган о составлении промежуточного ликвидационного баланса юрлица до завершения выездной таможенной проверки

При этом срок рассмотрения материалов проверки составляет не более двух месяцев. Таким образом, если организация уведомлена о завершении выездной таможенной проверки до истечения трехмесячного срока, то она вправе подать заявление о признании решения таможенного органа недействительным. А значит, сроки для взыскания задолженности по уплате таможенных платежей могут быть восстановлены. Однако здесь есть сложность.

Дело в том, что в таком случае необходимо доказать соблюдение сроков ее подачи и, соответственно, сроков на проведение проверки в соответствии с требованиями таможенного законодательства. По мнению автора письма, такой подход будет применяться и в отношении налоговых проверок. Документ: Постановление Президиума ВАС РФ от 09 июля 2013 г. No 2423/13

Комментарий: При подаче заявления о восстановлении срока, поскольку нарушение сроков не является достаточным основанием для восстановления срока. Из постановления следует, что срок на подачу заявления должен исчисляться с даты последнего действия, совершенного таможенным органом в рамках проведенной проверки. Например, когда были запрошены дополнительные документы.

Если организация пропустила срок, то в данном случае, вероятно, речь идет о пропуске срока исковой давности. Но этот вопрос нужно рассматривать с учетом положений налогового законодательства, а не таможенного. Налоговый кодекс РФ устанавливает общий срок исковой давности — 3 года, который применяется ко всем правоотношениям, хотя в нем и не упоминается таможенное законодательство. Исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено (статья 195 ГК РФ).

Исходя из этого, можно сделать вывод, что течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. При этом течение срока исковой давности не может начаться ранее дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о соответствующих нарушениях законодательства о налогах и сборах. Как уже говорилось выше, срок может быть восстановлен только в случае пропуска по уважительной причине. В пункте 5 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13 августа 2004 г. N 83 указано, что вопрос о порядке исчисления срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки и пеней не может рассматриваться без учета срока направления требования об уплате налога.

Поэтому при установлении, допущении просрочки по уплате налога и пени необходимо исходить из принципа недопустимости избыточного или обремененного судебного производства по их взысканию. Для его снижения и существует институт обжалования. Таким образом, истечение срока давности является достаточным основанием для отказа в удовлетворении иска.

Но это не означает, что при пропуске срока давности нельзя предъявить иск. Дело в том, что такое положение противоречило бы статьям 196 и 200 ГК. Согласно этим нормам срок давности составляет 3 года. Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.

Доказывание обстоятельств пропуска сроков давности осуществляется в исковом производстве. Такое положение позволяет восстановить срок давности, если он был пропущен без уважительных причин. Уважительными причинами пропуска срока могут являться такие обстоятельства, которые объективно препятствовали своевременной подаче искового заявления, но не были известны заявителю. Пропуск срока давности без уважительной причины влечет за собой отказ в удовлетворении иска, а отказ в иске — безусловное основание к судебной защите нарушенного права.

При решении вопроса о возможности восстановления срока давности судам следует исходить из конкретных обстоятельств дела. В частности, учитывать поведение истца в предшествующее время, и так далее. По общему правилу суд не вправе возобновлять (возобновить) срок давности (см. комментарий к ст. 205 ГПК). Порядок совершения исполнительных надписей.