Нарушение исключительных прав на товарный знак

Нарушение исключительных прав на товарный знак (товарный знак) При осуществлении предпринимательской деятельности у бизнесменов часто возникает вопрос: «В каких случаях имеет место нарушение прав на товарный знак?»

Для того чтобы ответить на этот вопрос, давайте вспомним, каковы основные признаки товарного знака. Так, товарный знак – это обозначение, способное отличать товары различных юридических и физических лиц от однородных товаров других производителей. Товарный знак регистрируется в Патентном ведомстве РФ сроком на 10 лет. По истечении срока в течение ещё 10 лет знак может быть продлен на новый срок.

Нарушение исключительных прав на товарный знак

Таким образом, можно сделать вывод, что товарный знак является неким символом, который может быть зарегистрирован в установленном порядке. На сегодняшний день существуют три вида товарных знаков: словесный, изобразительный и объемно-пространственный. Каждый из этих знаков может быть словесным, изобразительным и объемным. Рассмотрим каждый из них более подробно.

Словесный товарный знак наиболее распространён и занимает значительную территорию по количеству знаков на рынке. Как правило, в словесных знаках содержится указание на вид товара. Это может быть бренд (так называют название компании или торговой марки, которое становится коммерческим символом), имя собственное, указание на свойства, качество и т.д.

Изобразительные товарные знаки представляют собой достаточно большую группу знаков. Сюда относятся различные знаки в форме стилизованного изображения. Например, это могут быть предметы (весы, цифры, фигуры), эмблемы и символика (солнца, радуги, орла), символы или знаки (ромбы, квадраты), геометрические фигуры, маски, персонажи, буквы и т. д. Объемно-пространственные товарные знаки — это знаки, которые можно сложить в определенном порядке, чтобы они создавали изображение товара.

Обычно они представляют собой объемные элементы. Например, если мы хотим произвести впечатление на потребителя, мы можем нанести на нашу упаковку какой-либо объемный элемент, который будет напоминать товар в сложенном виде. Объемные элементы могут быть как трехмерными, так и двухмерными.

По сути, они являются разновидностью объемных знаков. Товарные знаки с символами и эмблемами не являются объемными. Однако они несут в себе символику компании, которой они принадлежат, и позволяют понять, какая фирма выпускает тот или иной товар. В свою очередь, эмблема — это некий символ.

Он обычно имеет форму круга, квадрата, многогранника или иной геометрической фигуры. Некоторые товарные знаки используются в виде стилизованных букв или цифр. Это, например, часы «Луч», которые производятся с 1974 года в Москве, или марка пива «Клинское». Все товарные знаки должны иметь охранный документ, так как за их незаконное использование предусматривается и административная, и даже иногда и материальная ответственность.

В настоящее время, к сожалению, в России практически не применяется антитрестовское законодательство, которое могло бы послужить для многих компаний своего рода страховкой от возможных судебных исков. Кроме того, как уже отмечалось выше, до сих пор у нас нет даже единой концепции товарной марки как таковой. А как известно, все новое и прогрессивное на рынке товаров и услуг возникает именно благодаря этому документу. На Западе подобная ситуация сложилась только в США, где существует, по крайней мере, 20 лет специальный закон «О товарных знаках».

Он содержит основные положения о том, что представляет собой товарный знак, какие требования предъявляются к нему, где его регистрируют и т.д. На основе этого закона все страны мира ввели свои соответствующие законы.

Однако практика использования товарных знаков в разных странах существенно отличается друг от друга. Так, например, во Франции, США и Англии не существует никаких правовых норм, касающихся товарных знаков, так же как и в Японии, где еще в середине прошлого столетия был принят и действует до сих пор соответствующий Закон. К тому же в этих странах существует не одна, а несколько концепций или концепций товарных знаков.

Например, в США действуют два закона: «О товарных знаках» и «О недобросовестной конкуренции». В законе США «О товарных знаках», который был принят в 1913 г., содержатся положения только об обозначении товаров. Здесь, в частности, дается определение товарного знака и устанавливается обязанность не допускать злоупотребления, то есть не использовать его в качестве средства введения в заблуждение потребителя относительно товара или его изготовителя. В действующем с 1944 г. Законе «О недобросовестных действиях в области конкуренции» говорится только о недобросовестной торговой практике, под которой понимается введение в заблуждение потребителей, поскольку в нем речь идет, прежде всего, о товарах.

При регулировании вопросов охраны товарных знаков применяются не только законы, но и нормативные акты. Например, во Франции это Гражданский кодекс (ст. 351, 352). В России, также как и в большинстве стран Европы и Азии, действует Гражданский Кодекс РФ, глава 76 которого посвящена правам на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальной собственности).