Можно ли заключить контракт с единственным поставщиком по закону № 44-ФЗ, если количество товаров невозможно определить?

Можно ли заключить контракт с единственным поставщиком по закону № 44-ФЗ, если количество товаров невозможно определить? Заказчик решил заключить контракт с одним поставщиком на поставку товаров для нужд учреждения (то есть с единственным участником аукциона). Заказчик указал в документации об аукционе, что количество поставляемых товаров будет определяться заказчиком.

Однако, количество каждого товара не может быть определено и поэтому контракт заключается с тем поставщиком, с которым заказчик сможет заключить контракт. Можно ли заключить такой контракт в рамках 44 ФЗ? Ответ на вопрос: Да, можно.

Заключать контракт с единственным Поставщиком Вы вправе при одном условии.

Можно ли заключить контракт с единственным поставщиком по закону № 44-ФЗ, если количество товаров невозможно определить?

Вы обязаны обосновать невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), а также цену контракта и иные существенные условия контракта (ч.3 ст.93 Закона N 44-ФЗ). На практике у заказчиков возникает ряд вопросов, связанные заключением контракта с единственным поставщиком. Как правило, под невозможностью определения количества поставляемого товара понимают «непредвиденные» ситуации и ситуации, когда по техническим причинам невозможно указать точное количество товара.

Такие ситуации возможны, но, как правило, они не носят массовый характер. Более того, законодательством предусмотрено, что поставщик должен поставить товар в соответствии с техническими условиями. По этому, при возникновении спорных вопросов, рекомендуем составлять акты и производить пересчет товара (к примеру, вместо 200 банок – 180). При этом, если количество товаров невозможно определить в ходе закупки, то Заказчик вправе заключить контракт на основании п.4 ч.1 ст. 93 закона No 44-ФЗ с конкретным поставщиком на определенный способ и объем закупок.

И последний вопрос – это цена контракта, которую необходимо рассчитать, исходя из рыночных цен на аналогичные товары.

Отметим, что для расчета цены необходимо знать начальную максимальную цену контракта, которая соответствует цене, указанной в извещении о проведение электронного аукциона. Для расчета цены контракта Заказчик должен подготовить обоснование цены, которое формируется путем составления сметы. Смета должна соответствовать условиям закупки, если иное не предусмотрено в самой смете. Обоснование цены может быть представлено в виде локальной сметы, сводной сметного расчета, объектного сметного расчета.

В случае, если сумма по смете превышает лимит финансирования Заказчика, он может обратиться к Заказчику за дополнительной информацией.

Если смета составлена в процентном соотношении от объема закупки (в случае, когда цена не может быть определена сразу), то стоимость закупки рассчитывается исходя из суммы начальной максимальной цены контракта. Расчет цены контракта, если она определяется по соглашению сторон При заключении контракта на оказание услуг, выполнение работ (за исключением случаев заключения контракта с единственным поставщиком) Заказчик проводит мониторинг цен, анализ рынка и применяет к своей закупке наиболее выгодные предложения от исполнителей. Поэтому на этапе заключения контракта у Заказчика возникает вопрос, какую цену следует зафиксировать.

Согласно ст.34 Закона No 44-ФЗ при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта.

Вместе с этим, в проекте контракта должно быть указано, что при формировании твердой фиксированной цены контракта применяется прогнозный индекс-дефлятор на соответствующий период. Таким образом, в контракте должна быть указана твердая цена (в том числе прогнозный индекс). Такой подход соответствует позиции ФАС России. Определение начальной (максимальной) цены контракта

Законом No 44-ФЗ не предусмотрено каких-либо требований к расчету начальной (максимальной) цены.

По мнению Минфина России, в случае отсутствия потребности в закупке, заказчик обязан отказаться от заключения контракта и заключить контракт с учетом ранее определенной начальной (максимальной) ценой. Такой позиции придерживается и ФАС России (письмо от 12.05.2016 No АЦ/39343/16). Обоснование начальной (максимальной) цены должно быть приведено заказчиком в отдельном документе с обоснованием цены контракта, которое должно соответствовать требованиям ст.23 Закона No44-ФЗ. В случае использования в расчетах среднего значения цены контракта заказчики обязаны соблюдать правила, установленные п.4 и п.5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.01.2014 No 19.

Так, если средняя цена превышает размер НМЦК, расчет должен производиться с применением указанного размера НМЦК и суммы произведений значений цен на составляющие такого размера.

Пример Заказчик посчитал объем работ по ремонту участка автомобильной дороги. Средняя цена за единицу измерения объема работ составила: 10 000 руб. Размер НМЦК равен: 100 000 руб. х 10 000 / 100 = 10 000 000 руб.

Далее заказчику необходимо рассчитать среднюю цену контракта:

(100 000 + 10 000) х 2 = 20 000 000 руб., которая и используется при обосновании начальной максимальной цены. Отметим, что в п.6 Правил, утвержденных Постановления Правительства РФ от 13 января 2004 No 19, содержится требование, согласно которому в целях определения НМЦК методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) рекомендуется использовать не менее трех цен товара, работы, услуги, предлагаемых различными поставщиками (подрядчиками, исполнителями). В случае применения нескольких источников информации они используются для расчета средней цены одновременно.

Иными словами, заказчик указывает предложения исполнителей (цена каждого из них должна быть не меньше НМЦК). При этом они должны быть направлены не менее чем от трех поставщиков. Таким образом, количество предложений должно быть большим, чем НМЦК. Это объясняется тем, что у одного исполнителя может быть только одно предложение, а может быть и два, и три и более.