ФАС разъяснила некоторые нюансы оценки соглашений об участии в торгах

ФАС разъяснила некоторые нюансы оценки соглашений об участии в торгах ФАС России в письме от 26.02.2014 N АК/13996/14 разъяснила вопросы, возникающие при оценке условий соглашения, являющегося сделкой, в которой имеется заинтересованность. Под условиями соглашения понимаются условия, содержавшиеся в решениях об одобрении сделок, совершенных компанией в процессе обычной хозяйственной деятельности.

В решении о сделке, совершенной таким образом, не должны содержаться условия, определяющие в качестве предмета сделки или взаимосвязанных сделок товары (работы, услуги), имущественные права или иные объекты гражданских прав. ФАС также рассмотрела вопрос об обязанности по согласованию условий сделки в тех случаях, когда предметом такой сделки является приобретение лицом, аффилированным с компанией, лицензии на осуществление определенных видов деятельности. В таких случаях антимонопольному органу следует иметь в виду, что к таким сделкам может быть применено правило п. 4 ч. 1 ст. 11 Закона N 135-ФЗ, которое устанавливает запрет на согласованные действия хозяйствующих субъектов, которые приводят к ограничению конкуренции, если такие действия осуществляются на основании согласованных в устной форме условий, определяющих в качестве предмета сделок имущество (ценные бумаги), работы, услуги.

ФАС разъяснила некоторые нюансы оценки соглашений об участии в торгах

При этом ФАС подчеркнула, что указание в решении о согласовании сделки на наличие в ней признаков ограничения конкуренции означает, что такая сделка будет совершена, а значит, ее условия будут определять в качестве предмета купли-продажи имущественные права. Кроме того, ФАС России отметила, что при согласовании сделок, предметом которых является имущество и работы, необходимо учитывать, что условия сделки, в том числе их цена, имеют существенное значение для принятия антимонопольным органом решения о ее согласовании. К. Губин

«Горячая линия:

антимонопольная и тарифная политика» 7 ноября 2007 г. «Финансовая газета. Региональный выпуск»

Как вы относитесь к тому, чтобы установить цену продажи электроэнергии, отпущенной на оптовый рынок, по принципу: цена продажи на розничном рынке + затраты на покупку этой энергии на оптовом рынке? А. Смирнов, г. Новосибирск: Цена покупки электроэнергии с оптового рынка зависит от множества факторов — в нее входит стоимость электроэнергии на оптовом рынке, затраты на ее покупку, издержки на ремонт энергооборудования и др. В результате, если цену продавать по принципу «цена продажи на оптовом рынке + стоимость электроэнергии», то получается гораздо более высокая цена на электроэнергию.

Однако это не единственный вариант ценообразования на оптовом рынке. Существуют и другие подходы к установлению цены на электроэнергию, например, «стоимость покупки на оптовом рынке за вычетом затрат на покупку и ремонт». Мы предлагаем установить так называемую «среднюю» цену на оптовом рынке и принять ее как цену продажи на оптовом и розничных рынках, а также учитывать затраты по продаже электроэнергии и расходы на ее производство. Б. Кувалдин, экономист:

Вопрос цены продажи электроэнергии интересен и неоднозначен. Если речь идет о продаже электроэнергии на розничном уровне для потребителей, то цена определяется в зависимости от состояния рынка и платежеспособности потребителей. Но ведь и розничный рынок является нерегулируемым, так как его участники не могут регулировать цены. Поэтому с точки зрения законодательства эта цена не очень надежна.

С другой стороны, существуют потребители, продающие электроэнергию на оптовый рынок через механизм регулируемого договора.

На наш взгляд, при цене продажи электроэнергии на розничный уровень через регулируемый договор есть смысл ее учитывать. А вот если она будет установлена произвольно, то может привести к значительным искажениям в рыночных отношениях. В. Бусаргин, член-корреспондент Российской академии наук: Наша академия придерживается мнения — в любом случае не стоит менять действующую систему ценообразования.

При этом мы обращаем внимание на то, что энерготарифы и так занижены, поэтому их увеличение не приведет ни к чему хорошему.

Сегодня в России сложилась очень дорогая электроэнергия. Во всем мире она продается по ценам, близким к нулю, а у нас она стоит 4 — 6 центов за киловатт-час. Это означает, что наши электростанции производят электроэнергию в три раза дороже, чем в США или Канаде. И это при том, что почти все наши станции выработали свой ресурс, так что они уже никому не нужны.

Все остальное — издержки и прибыль энергетиков.

Так что, по моему мнению, повышение уровня нерегулируемого тарифа в любом случае негативно отразится на развитии промышленности. О. Кузакова, заместитель директора Института народнохозяйственного прогнозирования РАН: В случае повышения цен на электроэнергию могут пострадать как граждане, так и бизнес. Но я считаю, что в отношении граждан более целесообразно не повышать плату за электричество, а компенсировать ее за счет государства.

К сожалению, у нас не всегда получается это сделать. Есть и другая проблема: многие россияне получают электроэнергию бесплатно. По сути, все они живут в зоне «неблагополучного энергоснабжения». В то же время они платят за все, что выше этого уровня, по полному тарифу.

В результате люди вынуждены покупать дорогую электроэнергию, которая у них уже есть, и использовать ее для обогрева своего жилья.