Дробление бизнеса

Дробление бизнеса – один из действенных способов избавиться от конкурентов. Но не все компании готовы расстаться со своим бизнесом и передать его в руки профессионалов.

Зачастую приходится сталкиваться со случаями, когда компания пытается скрыть факт дробления, чтобы избежать ответственности. – Но ведь дробление бизнеса не всегда сопряжено с нарушением закона? – Да, некоторые компании прибегают к такому способу, например, в целях упрощения налогообложения или для более эффективного управления компанией. Однако существуют и иные цели и мотивы к использованию подобного рода сделок.

Дробление бизнеса

Например, компания, которая продает свою продукцию оптом, часто не хочет иметь дело с розничными покупателями, чтобы не переплачивать за товар. И в этом случае дробление позволяет избавиться от торговых организаций, не привлекая к процессу налоговых инспекторов. Сделки по дроблению бизнеса могут заключаться также для получения дополнительного источника финансирования. Например, крупная компания решила продать небольшой бизнес, и это стало причиной заключения договора на покупку предприятия.

В этом случае стороны дробят бизнес на несколько частей и продают их по отдельности. После продажи каждая часть бизнеса ведет самостоятельную хозяйственную деятельность. – Как доказать, что дробление деятельности было связано с получением незаконной налоговой выгоды? Должен ли налогоплательщик быть уведомлен о заключении такой сделки?

Если да, то чем это регламентировано? – В целях налогового контроля необходимо подтвердить правомерность сделки по дроблению. Налогоплательщик до заключения сделок с новым контрагентом обязан предоставить доказательства своей заинтересованности в сделке и обосновать ее разумными экономическими причинами. Налоговые проверки

– По общему правилу камеральная налоговая проверка проводится в течение трех месяцев.

Но есть исключения? – Есть. Каждой компании по ее запросу должна быть предоставлена отсрочка в предоставлении документов.

Камеральная проверка может быть продлена по ходатайству налогоплательщика, но не более чем на один месяц при условии, что он подтвердит свою добросовестность, представит дополнительные документы и сведения. Однако такое ходатайство нужно подтвердить документально. – Если налоговики проводят камеральную проверку, они могут истребовать сведения у контрагента проверяемого налогоплательщика? Достаточно ли простого письменного запроса?

Есть ли какой-то срок, в течение которого налоговики должны уведомить о необходимости предоставления этих документов? И есть ли какие-то сроки ответа на запрос? – Да, действительно, налоговики могут запросить сведения у контрагентов налогоплательщика.

Они должны предоставить эту информацию в течение пяти дней. В случаях, когда есть основания полагать, что налогоплательщик сообщил сведения об известных ему сделках в неполном объеме или исказил их, налоговики вправе проверять контрагентов самостоятельно. Срок проведения выездной налоговой проверки ограничен двумя месяцами. По решению руководителя инспекции он может быть продлен еще на один месяц.

Этот срок может быть, а может и не быть продлен. И тогда налоговики в течение 15 дней оформляют акт и вручают его налогоплательщику. За период продления срока проверки налогоплательщик получает уведомление о времени рассмотрения материалов проверки и вынесении решения по результатам ее рассмотрения. Если налогоплательщик в указанный срок не представит свои возражения, акт можно рассмотреть без его участия.

После этого налогоплательщик имеет право обжаловать решение, вынесенное по результатам камеральной проверки. Но если после представления возражений будет вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, то налогоплательщик получит только уведомление о сроках и месте рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки (срок для вручения – 20 дней), а уж затем дело передадут в суд. – А есть ли какието сроки для подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган?

– Да, такой срок есть. Жалоба может быть подана в вышестоящие налоговые органы в течение одного года со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своих прав. Однако и в этом случае есть ограничение: жалоба не будет рассмотрена, если налогоплательщик пропустил срок ее подачи (п. 2 ст. 139 НК РФ). Но и это не все.

В жалобе налогоплательщик может указать, что он считает решение о привлечении (об отказе в привлечении) к налоговой ответственности незаконным. Тогда в соответствии со ст. 140 Налогового кодекса РФ вышестоящий налоговый органа может провести заседание и рассмотреть жалобу и принять одно из следующих решений – оставить жалобу без удовлетворения, отменить решение полностью или частично, вынести новое решение. В любом случае срок рассмотрения жалобы не должен превышать один месяц со дня ее получения контролирующим органом. При этом сам налогоплательщик не обязательно должен присутствовать во время рассмотрения его жалобы.

Его могут известить о дате и времени заседания в порядке, установленном ст. 100 Налогового кодекса РФ.

Кстати, решение по результатам рассмотрения жалобы может быть обжаловано в судебном порядке только после обжалования такого решения в вышестоящем налоговом органе. По итогам рассмотрения жалобы вышестоящий налоговый орган может (однако не обязан) вынести одно из решений: отменить решение нижестоящего налогового органа полностью или в части, изменить решение, принять новое. Во всех этих случаях у налогоплательщика есть пять дней на обжалование решения.