Крупный бизнес всегда начинается с какого-нибудь маленького шага. В большинстве случаев главную роль в стремительном развитии фирмы играет не первоначальный капитал, не уровень образования руководителя/учредителя и компетентность персонала, а всего лишь маленькая, или не очень, картинка. Отличный пример – компания Кока-Кола. В настоящий момент это один из самых дорогих товарных знаков в мире. Периодом рождения товарного знака можно считать первое тысячелетие до нашей эры. В то время индийские мастера оставляли подписи на своих творениях перед «экспортом» их в Иран.
Вначале определим, что такое «товарный знак». В соответствии со многими книгами по маркетингу можно выделить основное. Товарный знак – это определенное обозначение товара (графическое, текстовое, цифровое, комбинированное и др.), служащее для его индивидуализации в целях отличия от похожих благ, для занятия определенной ниши на рынке и для преобладания над конкурентами. Товарные знаки существуют для облегчения потребителям процесса идентификации товаров и услуг и соответственно их стоимости и качества. Торговый знак является нематериальным активом предприятия. Соответственно, раз он учитывается на балансе, значит, требует денежной оценки в целях ведения бухгалтерии. Оценка всегда проводится по рыночной стоимости и степени влияния знака на прибыль компании от продажи данного товара.
Так как товарный знак – это индивидуальная черта товара, для защиты от несанкционированного копирования необходима его регистрация. Законодательство почти всех стран мира регламентирует деятельность юридических и физических лиц по управлению данным активом, его продаже, ликвидированию. В качестве первого шага для его защиты применяется регистрация товарного знака в государственных органах, наделенных специальными полномочиями. В роли этих органов может выступать патентное бюро, агентство по защите интеллектуальной собственности и т.д. В разных странах по-разному. Слово, вошедшее во всеобщее употребление, не может быть зарегистрировано как товарный знак. Пример – слово «компьютер».
Товарный знак появляется по истечении определенных действий, предпринимаемых фирмой или физическим лицом:
- постановка цели на разработку товарного знака;
- создание эскизов и набросков в соответствии с фирменной символикой и отраслевым назначением товара;
- выбор наиболее интересного проекта при помощи голосования как работников предприятия, так и потенциальных покупателей;
- регистрация торгового знака в полномочных органах и получение эксклюзивной лицензии на его использование;
- внедрение торгового знака в бухгалтерский баланс предприятия как нематериального актива;
- производство товаров или оказание услуг, связанных с новым товарным знаком.
Если товар будет пользоваться спросом, то рост стоимости его товарного знака обеспечен. В этом случае он может быть продан за очень большие деньги.